"За сколько встреч вы мне поможете?"


Казалось бы, сколько работаешь, а вопросы от людей, которые обращаются за помощью, остаются практически такими же.

Казалось бы, психология и психотерапия развиваются с каждым годом, набирая свои обороты, люди становятся более просвещенными и грамотными в психологических вопросах, а все равно натыкаешься на подобное: «за какой период времени вы можете помочь мне справиться с ситуацией?». И обозначена просто тема, без подробностей.

Что за этим стоит?

Во-первых, человек хочет гарантий результата за четко обозначенный МНОЙ период времени. То есть, если я обозначаю ему, к примеру, период 5-10 встреч, я обязана достичь с ним результатов именно за этот период времени. Хотя по факту результаты нужны не мне, а самому клиенту. Как бы жестко это не звучало.

Иногда люди в своих вопросах продолжают настаивать: «ну как вы не знаете?! Вы же работаете с этой темой, у вас же есть опыт, за сколько консультаций можно решить этот вопрос». Опыт есть, клиенты все разные. И с каждым это уникальный по продолжительности путь.

Вместе с этим я понимаю, что результаты терапии зависят не только от меня. И это про разделение ответственности, которую клиент не всегда хочет брать на себя. Я часто встречаюсь с тем, что клиент приходит, выкладывает все, с чем он пришел, сидит и ждет, пока я с этим начну что-то делать. Вместе с этим бывает нечетко сформирован запрос на работу. Но меньше всего здесь хочется быть спасателем и сидеть что-то делать. За него. Свою работу я делаю, но за клиента нет.

Во-вторых, я не работаю с клиентами по правилу «мы с вами договариваемся на десять встреч». Раньше – да, но сейчас я отошла от этого. Потому что я не знаю, сколько встреч конкретному клиенту может понадобиться для разрешения его трудности. Он может столкнуться с сопротивлением, и уйти после второй, он может походить пять, и снять остроту ситуации, может остаться на длительную терапию. У каждого свой уровень мотивации и доверия, с которым клиент входит в контакт с терапевтом, свой темп работы, особенности темперамента, глубина переживаний, острота ситуации, уровень осознанности. И много чего другого, мной не перечисленного.

Поэтому этот вопрос, на мой взгляд, за которым стоит желание гарантии, а, возможно, тревога, не совсем корректный. И, честно, у меня нет на него ответа. Этот вопрос требует осознанности со стороны клиента еще до начала работы со специалистом. Что он хочет от работы? Что он готов вкладывать в этот процесс? Насколько он готов меняться сам или это больше про неготовность с перекладыванием ответственности?

Тот человек не дошел до консультации. И, как показывает опыт, те, кто доходят с подобными заблуждениями и установками, что есть какие-то конкретные сроки у психолога, за которые их ситуация разрешится раз и навсегда, часто уходят из терапии после нескольких встреч. С разочарованием, неоправданными ожиданиями и не проясненными отношениями с терапевтом.

Автор статьи: Анастасия Рагулина