У многих терапевтов есть такое правило в отношении встреч с клиентом:

"Если есть договоренность на следующую встречу, и клиент не предупреждает за 24 часа о том, что не придет на нее, то он обязан оплатить эту консультацию полностью".

Особенно это касается встреч по скайпу, где оплата производится заранее.

Это правило обсуждается на первой встрече с клиентом, как и многие другие правила, на которых строится психотерапевтический процесс. Любое такое правило, которое выдвигает терапевт - это не просто прихоть, упрямство или забава. Это в первую очередь про ответственность самого клиента. Терапевт со своей стороны гарантирует конфиденциальность, то, что в назначенный день и время он посвятит время именно этому клиенту, что на встрече с ним он будет полностью включен в этот процесс, не отвлекаясь на кружку чая или телефонный разговор. И многое другое. И это его ответственность.

У клиента своя ответственность - прикладывать усилия к тому, чтобы быть заинтересованным в этом процессе (то есть иметь мотивацию), выполнять домашние задания от терапевта (если они есть), приезжать вовремя на встречи, оплачивать их заранее - если это формат скайп или после очной встречи.

Вернемся к правилу, про которое я хочу написать сегодня. Причины не прийти могут быть разные - забыл, заболел, не смог, задержался на работе, передумал, надоело. Другими словами - не взял ответственность за то, чтобы предупредить своего терапевта о том, что не сможешь прийти. И вроде бы как все обговорено, есть правило - оплатить. Чтобы дальше иметь возможность прийти к этому специалисту.

Но сегодня я столкнулась с вопиющей ситуацией. Возможно, отчасти в этом и я тоже была виновата, что уже один раз дала "слабину" и уступила человеку в проведении встречи 2 недели назад.

Вечером у меня должна была быть консультация по скайпу. Клиент не оплатил консультацию. Ни накануне встречи, ни даже за час до нее. Я написала ему смс:"Здравствуйте, (...)! У нас с Вами была договоренность на встречу, на (...) время. Если Вы хотите продолжать консультации со мной и договориться на другую встречу, Вы обязаны оплатить эту, пропущенную".

На что я получаю ответ: "Сегодня через 15 уже не получится?"

"Нет", - отвечаю я.

"Оплатить сеанс и не быть на нем даже остаток времени?"

Я еще раз повторяю правило и отношения (скорее всего) на этом заканчиваются.

Жестко? Да. И это не мое упрямство. Человек просто про это забыл. И если он не может вспомнить про встречу с психологом, здесь могут быть 2 варианта:

- либо он вообще ни за что не может взять ответственность в своей жизни и не внимателен к разным ее аспектам (ведь из мелочей она складывается)

- либо терапия для него не настолько важна, а для меня это первый звоночек к отсутствию мотивации на работу. А психолог ничего не сможет сделать с таким клиентом. Да и нужно ли?

У одного хорошего психолога на сайте я прочла такую фразу: "Если у нас с вами есть договоренность на встречу и вы на нее не приходите, не называя даже причины своего пропуска, вы теряете отношения со мной и я перестаю вас консультировать". Это тоже жестко. Но некоторым клиентам именно с этого надо начинать. С ответственности за правила. А потом уже и за свою жизнь.

Автор статьи: Анастасия Рагулина